Многополярность

Многополярный мир — политическая модель мироустройства, предполагающая наличие многих центров силы (политических, военных, экономических и культурных), сравнимых по своим возможностям и не стремящихся распространить своё влияние друг на друга путём насилия или обмана, в противоположность модели однополярного мира (один мировой гегемон) или биполярного мира (два мировых центра, находящихся в жёстком противостоянии).

Теория многополярности основывается на философии множественности. Эту идею емко выразил французский философ и геополитик Ален де Бенуа в манифесте «2000» возглавляемого им движения GRECE. Ален де Бенуа призывает рассматривать мир как «плюриверсум», в отличие от «универсума». По латыни «universum» означает «сведение к единому». Неологизм «pluriversum» подчеркивает, что целью является не сведение к единому, не упрощение системы, но сохранение множественности и разнообразия. Авторы Манифеста пишут:
«Различие заложено в самом движении жизни, которая бурно развертывается через все большее и большее усложнение. Множественность и различие народов, этносов, языков, нравов, религий характеризуют развитие человечества, начиная с его истоков. Есть два отношения к этому факту. Для одних это жизненно-культурное различие и разнообразие представляет собой бремя, откуда рождается стремление всегда и повсюду сводить людей к тому, что есть между ними общего, что подчас приводит к самым извращенным последствиям. А для других, и это наш случай, различие — это богатство, которое необходимо сохранять и культивировать. (...) Мы считаем, что хороша та система, которая способна передавать через себя как минимум столь же сложные ансамбли как те, что она вбирает в себя. Подлинное богатство мира заключается в различии культур и народов».

Этот принцип полностью созвучен неоевразийской философии.

Истоки философии множественности следует искать одно- временно в нескольких философских традициях.
Это:
• немецкий романтизм (братья Фридрих Шлегель (1772 — 1829) и Август Шлегель (1767—1845), Фри- дрих Шеллинг(1775 — 1854), Фридрих Гельдерлин (1770 — 1843), Людвиг Тик (1773—1853), Адам Мюл- лер (1779 —1 829), Генрих фон Кляйст (1771 — 1811), Новалис (1772 — 1801) и др.);
• органицизм (Альфред Эспина (1844—1922), Рене Вормс (1869 — 1926), Павел Лилиенфельд-Тоаль (1829 —1 903), Альберт Шэффле (1831 — 1903) и др.);
• философия жизни (Фридрих Ницше (1844—1900), Виль- гельм Дильтей (1833—1911), Анри Бергсон (1859—1941) и др.);
холистская традиция в социологии (Ф. Теннис (1855 — 1936), Г. Зиммель (1858 —1918), В. Зомбарт (1863 — 1941), М. Мосс (1872 — 1950), Ж. Дюран и др.);
• культурная антропология/этносоциология (Франц Боас (1858 — 1942) и его ученики Альфред Кребер(1876 — 1960), Эдвард Сэйпир (1884 — 1939), Роберт Лови (1883 — 1957), а также Бронислав Малиновский (1884 — 1942), Альфред Рэдклиф-Браун (1881 — 1955), Клод Леви-Стросс(1908 — 2009), Рихард Турнвальд (1869 — 1954), Вильгельм Мюльман (1904 — 1988) и др.);
• русское славянофильство и религиозная философия (А. С. Хомяков (1804 — 1860), И. В. Киреевский (1806 —1856), К. Н .Леонтьев (1831 — 1891), Н. Я. Данилевский (1822-1885), В. С. Соловьев (1853—1900) и др.) евразийство (Н. С. Трубецкой (1890 — 1938), П.Н. Савицкий (1895 — 1965), Г. В. Вернадский (1877 — 1973), Н.Н. Алексеев (1879 — 1964) и др.);
фундаментальная онтология (М. Хайдеггер (1889 — 1976));
«Консервативная Революция» (О. Шпенглер (1880 — 1936), К. Шмитт (1888 — 1985), Э. Никиш (1889 — 1967), Э. Юнгер(1895 — 1998) и др.);
• традиционализм (Р. Генон (1886 —1951), Ю. Эвола (1989- 1974), М. Элиаде (1907 — 1986) и др.).

К европейским и русским источником следует добавить целый спектр современной восточной философии: японской (Китаро Нишида (1870 — 1945), Тейтаро Дайсетцу Судзуки (1870 — 1966) и др.);
• индийской (Бал Ганадхар Тилак (1856 — 1920), Шри Ра- мана Махариши (1879 — 1950), Ананда Кумарасвами (1877— 1947) и др.);
• китайской (Кан Ювэй (1858 — 1927), Лян Цичао (1873 — 1923), Шен Юдинг (1908-1989), Лян Шумин (1893 — 1988), и др.);
• иранской (Мухаммад Икбаль (1877 - 1938), Али Шариа- ти (1933 —1977), Мухаммад Хусейн Табатабаи (1892 — 1981), Муртаза Маттахери (1920 — 1979), Сейид Хос- сейн Наср и др.);
• арабской (Абд-эль Рахман Бадави (1917 — 2002), Хасан Ханафи, Надир ибн-Бизри, Хишем Джайят и др.).

Это гигантское поле теорий, школ, идей и авторов, которое можно расширять до бесконечности во всех направлениях (ге- ографическом и историческом, вглубь времен) имеет следую- щее общее качество. Все они, независимо от того, созданы ли
они на Запада или на Востоке:
• критически оценивают философскую структуру ценностей западной цивилизации,
• отвергают ее претензии на универсальность,
• считают тупиковым магистральный путь западноевро- пейского развития в последние века и квалифицируют нынешнее состояние западной цивилизации как кризис
и преддверие катастрофы,
• не признают мифа о прогрессе и эволюции,
• критически оценивают техническое развитие и видят в
«раскрепощенной технике» величайшую угрозу;
• отказываются воспринимать европейскую рациональ- ность как единственно возможную форму рациональ-
ности,
• утверждают право разных культур двигаться по своим
траекториям в любом избранном ими направлении